Биография и творчество М.Ю. Лермонтова

М. Ю. Лермонтов (1814 - 1841)

«Жизнь моя – я сам»

Ослепительна и мгновенна была жизнь поэта, как яркий проблеск молнии на небосклоне. Однако, прожив неполные 27 лет, он уверенно прошел цельный жизненный круг со взлетами и падениями, вдохновением и горечью многочисленных разочарований. Проведенное в Тарханах детство, поместье бабушки Е. А. Арсеньевой, трепетно заботившейся о внуке, но враждовавшей с его отцом, затем бурная учеба в Благородном пансионе в Москве, где пролился свет культуры, поэзии и где юный Мишель начал работу над поэмой «Демон», которую не уставал писать всю жизнь.

Следом шел Московский университет, откуда Лермонтова изгнали за протест против грубого и бездарного профессора. Два страшнейших года поэта прошло в школе гвардейских подпрапорщиков, в которой Лермонтов под стук военных барабанов творит роман «Вадим» о пугачевском восстании, затем была служба в Царском селе в гусарском полку. Именно здесь появляется среди кутежей и проказ, дерзких интриг и легких влюбленностей драма «Маскарад», обличающая искусственность жизни и многообразие масок.

Лермонтов – истинный герой безвременья

После гибели Пушкина пролился яркий свет над жестоким строем и укладом империи, истребляющей гениев, в стихотворении-элегии «Смерть поэта». Мгновенный арест за славу голоса, громко прозвучавшего на всю Россию, а после и ссылка на Кавказ, где под пулями зреет первый реалистический роман, охватывающий психологию русской души, «Герой нашего времени».

В 1838 г. было возвращение из ссылки и невероятная слава при дворе и в свете, а далее дуэль с Барантом (сыном французского посла), посягнувшим на честь русского офицера, и снова, как по заранее спланированному сценарию, ссылка на Кавказ. Здесь была дуэль уже с русским гражданином, некогда бывшим товарищем поэта, Мартыновым, оскорбившим вульгарностью и пошлостью ранимую душу Лермонтова.

Смерть гения в грозу, с громом пронесшуюся над кавказкой горой Машук, на которой и стрелялись дуэлянты, замкнула его жизненный круг, успели только поменяться местами две последние цифры в датах его короткой, но насыщенной свершениями жизни. Однако сколько было испытано чувств и какое противоречие мыслей и убеждений разрывало его душу и светлый ум! Сам он в одном из стихотворений писал: «Так жизнь скучна, когда боренья нет!».

Над миром он прошел с шумом, оставив яркий след…

В гимне любви, стихотворении тонком и вызывающим дрожь по телу «Я не унижусь пред тобой…», юный поэт стыдится разрывающего сердце чувства, отнимающего вдохновение и свободу. Минута счастья в печальной лирике Лермонтова отразилась в «Молитве», где есть надежда на минуту свободного дыхания. «Благодарность» переполнена демоническим сарказмом и взыванием к Господу без нежных благодарений. Да и всегда практически взаимоисключающие чувства. Можно ли найти патриотическое и более страстное признание в отечественной поэзии?

Москва, Москва! Люблю тебя, как сын,

Как русский – сильно, пламенно и нежно…

И словно рукой другого человека написано: «Прощай, немытая Россия».

Как в одном человеке это могло совмещаться? Как сложился гений Лермонтова? С детства будущего поэта окружали противоречия и обнаруживались драматические разлады жизни. Жестокая семейная драма обрушилась на него сразу после рождения: распри отца и бабушки, печальные песни матери у колыбели сына. Большим потрясением стало жестокое унижение крепостных в усадьбе бабушки, где маленький Мишель по-детски удивлялся: «Я запрещаю бить людей!». Порыв к героическому теплится в душе поэта после глубокого знакомства с лирикой Пушкина и Шиллера. Однако становится ясно, что любой порыв будет прихлопнут одним жестом влиятельного императора. Николай I закрывает Благородный пансион.

Борьба всегда была нужна Лермонтову – на протяжении всей жизни: это давало силы утвердиться в своих возможностях, став вровень со стихией. Но это не приносит ему долгожданной гармонии. Читая стихи последних лет, пред нами возникает другой Лермонтов – напрочь отказавшийся от свободы. «Тучи» свидетельствуют о смирении и недоступности обретения свободы.

В одном из писем он писал: «Образчики здешнего общества я видел, среди них встречались воспитанные молодые люди и любезные дамы, однако все они производят впечатление ухоженного сада, просторного и тесного, в котором легко заблудиться, поскольку хозяйские ножницы изничтожили хоть малое различие между деревьями!». Так поэт отзывается об окружающем обществе. Поиски новых впечатлений натолкнули его на мысль о том, что это глупейшее занятие – жить, будучи своим собственным шутом, вынужденным занимать себя.

Зачем я жил?

А. И. Герцев называл поэзию Лермонтова «печалью с безнадежным скепсисом надломленной души», а И.С. Тургенев отмечал, что «вероятно, Лермонтов внутренно глубоко скучал и задыхался в тесной атмосфере безвременья, куда его жестоко втолкнула судьба. На лице его я уловил прелестное выражение поэтического искусства».

Теперь можно понять, отчего глубокомысленный поэт не сумел согласиться со скучным и рабским веком, что позволяло отвечать бунтом на удары судьбы, и почему он даже в последние минуты жизни сумел остаться верен желаниям юности.