Биография и творчество А.С. Пушкина

Пушкин А.С. (1799-1837) – родоначальник русской литературы
Биография и литературное творчество А.С. Пушкина, величайшего писателя и озорника, одинаково увлекательны. Рожденный в 1799 году в дворянской семье, легендарным родоначальником рода которой был сподвижник А. Невского Радша, а прадедом по материнской линии - «арап Петра Великого» А. П. Ганнибал, он был «голубых кровей». Родовая история, насчитывающая века, оказала сильное воздействие на будущего создателя литературного языка.
Из детства Саша вынес «домашнее» отношение к русской словесности: среди постоянных визитеров дома были Н. М. Карамзин, В. Л. Пушкин – его дядя и даровитый поэт. Блестящим овладением французским языком, привитым вкусом к родному языку, истории и фольклору будущий поэт оказался обязан домашнему воспитанию.
Продолжив образование в привилегированном Царскосельском лицее под патронажем императора, Пушкин открыл в себе дар поэта и уже в возрасте 15 лет стал печататься в литературных журналах. О мастерстве Пушкина свидетельствуют его первые стихотворения, опубликованные в «Вестнике Европы». Именно лицей научил его товариществу и навсегда поселился в душе Пушкина как символ братства: дружба с начинающими поэтами А. А. Дельвигом и В. К. Кюхельбекером, будущим декабристом И. И. Пущиным сохранилась на всю жизнь.
Ориентируясь на легкую французскую поэзию, творчество В. А. Жуковского и К. Н. Батюшкова, отслеживая литературное соперничество «карамзинистов» и «шишковистов», Александр Сергеевич уже тогда ощущал себя основателем новой школы. Ко времени окончания лицея, у автора уже сложилась прочная репутация надежды русской словесности. Окончив лицей, он обосновался в Петербурге, формально работая в Коллегии иностранных дел. Однако Пушкин явно не обременен службой, предпочитая ей пирушки, театр, светскую жизнь, частые дуэли и кратчайшие «романы», едкие стихи, резкие остроты и обличительные эпиграммы.
«Поклонник дружеской свободы, веселья, граций и ума»
Будущий создатель современного литературного языка в юности называл себя «поэтом лицейского братства», а в ранних поэмах уже превратился в певца ярких и вольных страстей. Романтической аурой овеяны «Руслан и Людмила», «южные поэмы» - «Бахчисарайский фонтан» и «Кавказский пленник». Вольнолюбивые мотивы ранней лирики послужили причиной двух плодотворных в творческом плане ссылок – южной (Крым, Кавказ, Одесса) и в с. Михайловское.
Эстетическое освоение русской жизни в срезе быта, социально-исторического и интеллектуального аспекта у Пушкина гармонично сплеталось с живым восприятием европейских влияний и талантом проникновения в другие эпохи и культуры. Широкое разнообразие разработанных жанров литературы (роман в стихах «Евгений Онегин», «неукрашенная проза» в «Повестях Белкина» и др. произведения, предопределившие развитие реализма), изящество, легкость, точность стиха, сила и рельефность русских характеров, универсальность поэтического мышления, «просвещенный гуманизм» предвосхитили первостепенное значение Пушкина в русской словесности и подняли русскую литературу на мировой уровень.
В 1830 году Пушкин, мечтавший о «своем доме», добивается руки Натальи Гончаровой, молодой московской красавицы-бесприданницы. Семейная жизнь радовала поэта (четверо детей), однако была осложнена отношениями со светским обществом и двором.
Особенности лирики ссылочного невольника
В поэме «Руслан и Людмила» органично сочетаются элегическая меланхолия, историческая героика, национальный колорит, острый юмор и фантазия; та самая «мелочь» приверженцев карамзинизма обретает масштабы эпоса, а уникальный дар позволяет вести повествование с немыслимой стилистической свободой. По прочтении поэмы Жуковский сразу признает в Пушкине ученика-победителя.
«Евгений Онегин» воссоздает уклад провинциального и столичного дворянства, образ жизни преодолевающего байронизм героя. Здесь автор обращается к проблемам границ свободы, индивидуализма. Пушкиным впервые были определены глобальные проблемы русской литературы, зачастую в их трагической неразрешимости – государство и личность, народ и власть.
Роль народа в истории государства вылилась на страницы трагедии «Борис Годунов», поэмы «Полтава», романа «Капитанская дочка». Темы дружбы и любви, «милости» и нравственного очищения, оправдания бытия и душевного спасения нашли свое отражение в философской лирике – преимущественно в «маленьких трагедиях». Общение с Н. В. Гоголем стимулировало автора на обращение к фольклору – так появилась «Сказка о царе Салтане».
В надежде славы и добра: критические замечания
В. Г. Белинский любил отмечать, что Пушкин принадлежит к редчайшему числу творческих гениев и величайших исторических фигур, которые расчищают будущее и не могут принадлежать прошлому. Сложно спорить с данным утверждением. Гений Пушкина скрывается в бессмертии его уникальных произведений и попытках ответить на все волнующие мировую общественность вопросы, остающиеся актуальными и сегодня.
Новатором языка Пушкин стал по призванию многих критиков. Разумеется, муза поэта вскормлена творениями предшественников. По убеждению Белинского «муза приняла законное состояние, возвратив миру мудрость мыслей в преображенном виде». Сам поэт отмечал: «с искренним смирением внимаю похвалам критика».
Умер величайший поэт от смертельной раны, полученной вовремя дуэли с Ж. Дантесом, французским подданным на военной службе. Известие о кончине Пушкина вызвало сильнейшие волнения в Петербурге. По разным данным у его гроба побывало от 10 до 50 тысяч человек.